Кто издает марки? Кто решает, что именно издавать? Об этом в интервью журналу «Водяной знак» рассказывал Борис МУСИХИН, первый заместитель генерального директора, главный редактор издательско-торгового центра «Марка».
— Почтовые марки, то есть знаки почтовой оплаты, издает сегодня ИТЦ «Марка», будучи «инструментом» Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. Сегодня это непростое дело. Не только в России, но и во всем мире проявляется спад интереса к коллекционированию почтовых марок. Появление компьютеров, сети Интернет, компьютерных игр отвлекло новое поколение от кляссеров и каталогов.
Но полностью интерес не угас, и сейчас ряды филателистов снова пополнились — и в России, и в Западной Европе увеличивается интерес к собиранию марок. Несколько лет назад была естественная активизация на Юго-Восточном рынке, но сейчас он стабилизируется.
В соответствии с ситуацией на филателистическом рынке изменилась и структура, ответственная за производство знаков почтовой оплаты. В Советском Союзе до 1987 г. была организация, издающая марки, и Центральное филателистическое агентство, которое обеспечивало абонементодержателей почтовых марок и всю торговую сеть. Сегодня ИТЦ «Марка» занимается и изданием, и распространением марок, при участии дилеров.
Существует тематический план почтовых эмиссий, который мы с помощью Московской Печатной фабрики «Гознака» претворяем в жизнь. После того, как марки отпечатаны, мы рассылаем их по всем почтовым отделениям и дилерам.
— Кто и как определяет тематику этого плана? Кто решает, какие марки будут изданы?
— Мы являемся государственным федеральным унитарным предприятием, и согласно уставу мы разрабатываем проекты тематических планов, работаем с художниками, разрабатываем рисунки почтовых марок, определяем тиражи.
— А кто разрабатывает «художественную» составляющую плана?
— Каждый из нас имеет свои симпатии и антипатии. Поэтому чтобы в создании тематического плана не проявлялась вкусовщина, при Министерстве связи России существует комиссия, в комиссию входят филателисты, историки, ученые и представители ИТЦ «Марка».
Комиссия рассматривает предложенный нами проект плана, и могу сказать, что большинство предложений (около 85 %) проходит утверждение на комиссии.
Некоторая сложность работы над тематическим планом заключается в том, что он составляется за полтора года до фактического выпуска марок. Поэтому иногда трудно бывает прогнозировать, какое событие будет иметь действительно важное значение. Но и здесь, как правило, мы попадаем в точку — сотрудники у нас опытные, замечательные, проколов не случается.
Кроме того, согласно Положению о государственных знаках почтовой оплаты мы имеем ограничения по количеству выпускаемых марок. В год мы можем выпустить около 50-60 марок. Поэтому всякий раз приходится «выкраивать», чтобы отразить на марках все, что нужно. Популярная тематика — флора и фауна, — ее собирают очень многие филателисты. Десяток марок приходится отдавать этой теме. При таком «раскрое» приходится сравнивать и оценивать важность и значимость фигур и явлений, которым следует отдать предпочтение.
Каждый тематический план мы стараемся делать полифоничным. Чтобы филателисты разных направлений могли найти в нем интересующие их темы.
Достаточно часто мы выпускаем марки вместе с другими странами — только что мы выпустили в почтовое обращение совместные марки с Ираном,сейчас идет работа над марками совместно с Германией. В таком случае марки имеют идентичный рисунок для одной и другой страны. Такие совместные проекты осуществлены уже с 15 странами.
— Как происходит творческая работа над маркой?
— К работе практически над всеми сериями мы приглашаем специалистов-консультантов. Если мы рисуем животных, консультантом выступает зоолог, если космос — то космонавт. Несмотря на то, что подготовка всегда ведется тщательно, опираясь только на фотографии и видеосюжеты, художник может упустить какую-то деталь. Это, конечно, не означает, что консультант делит ответственность с издателем. Тем не менее, на моей памяти, — а я работаю уже 17 лет, — ошибок с точки зрения художественного изображения на почтовых марках не было.
— История филателии знает таких знаменитых художников как Заррин, Дубасов: Кто рисует марки сегодня?
— И сегодня есть достойные имена, яркие личности. Юрий Николаевич Арцыменев — художник старшего поколения, работает активно и интересно, умеет подчас найти удивительное яркое и неожиданное изобразительное решение сложной темы. Недавно отметили 70-летие Леонида Михайловича Зайцева. Он, подходя к решению темы, пропадает в библиотеках. Читает много книг, докапывается до сути, и подчас, консультируясь с учеными, ставит в тупик своими вопросами.
Из художников среднего поколения я бы отметил Бориса Семеновича Илюхина — это тоже очень талантливый, беспокойный, ищущий художник, ученик художника по маркам Петра Эмильевича Бенделя. Борису Семеновичу больше удаются портреты. Талантливый художник Александр Жаров — именно он работал над серией, посвященной трехсотлетию Петербурга. Особо хотел бы отметить нашего главного художника — Керносова Александра Владимировича, человека широкой души и очень талантливого. Он работает активно и ярко, скрупулезно вникая в тему над которой работает. Появляются интересные имена среди молодых художников, но их боюсь перехвалить. У молодежи пока не хватает усердия — так глубоко в тему как старики, они не входят:
— Сегодня марки делаются по старинке, или — как и все остальное — на компьютере?
— И так, и так. Хотя мне ближе марки, которые нарисованы рукой художника. От компьютерных веет холодком, а марки <ручной работы> — более теплые. Хотя есть, конечно, прекрасные специалисты, которые делают замечательные прекрасные «машинные» марки. Тем не менее, их всегда можно отличить от «ручных» — и наши, и зарубежные. В качестве инструмента для создания почтовых марок, компьютер, думаю, бесперспективен, кисть художника работает тоньше.
— Большой ажиотаж вызвали выпущенные круглые марки с запахом. Что подвинуло вас выпустить такие необычные марки?
— Нам предложили технологию, в соответствии с которой можно выпустить марки с запахом. Подобные марки выпускались уже за границей. Например, в Швейцарии выпускались марки, лизнув которые, можно было ощутить вкус швейцарского шоколада.
Вкусов нам пока не предлагали, а вот ряд запахов был очень широк — от фруктово-цветочных до, простите, запаха «мочи козла» и запаха старых ботинок. Идея нам понравилась. Мы выбрали фруктово-ягодный ряд и провели исследование. После того, как узнаваемость запахов стала почти 100%, выпустили серию «Дары природы» с изображениями и запахами яблока, груши, ананаса, дыни и земляники. Партнеры гарантируют, что запах будет держаться не менее 2-3 лет. Однако помещать на один лист альбома или кляссера марки не стоит — запахи могут смешаться.
Что касается круглой формы марки, то мы не изобретали велосипеда — такая форма уже применялась в филателии.
— На эти марки есть повышенный спрос?
— Да. И очень большой. Хотя это не первая необычная серия. До этого мы делали серию, посвященную завоеванию нашей сборной по теннису кубка Дэвиса. На полях блока мы использовали натуральный грунт с того корта, где была одержана победа. Эта серия вызвала интерес, но такого ажиотажа как с круглыми марками не было.
— Какие еще необычные марки были выпущены за последнее время?
— Мы сделали уникальную серию «Государственные символы российской федерации» — герб, флаг, гимн. Там использован тончайший конгрев и, кроме того, 24-каратное золото в изображении государственного герба. Сделали серию марок, посвященных каретам, тоже с использование золота. Очень интересной, на мой взгляд, получилась серия марок, посвященная монастырям Русской Православной церкви.
В марте 2004 года вышла уникальная серия из 12 марок — «Знаки зодиака». При изготовлении этих марок применялся очень тонкий трехуровневый конгрев, частичная лакировка и препрессовка алюминиевой фольгой.
— Раньше марки можно было купить в любом киоске «Союзпечати». Сейчас они есть далеко не в каждом почтовом отделении. Как обстоит дело с пропагандой почтовой марки, с ее распространением?
— Нам тоже жаль, что рухнула система «Союзпечати», что «Роспечать» не хочет заниматься марками. Это товар тонкий, деликатный, требующий бережного хранения и обращения, а цена на марки не так уж и велика, чтобы прибыль была ощутимой.
Мы стараемся как можно больше марок продавать через почтовые отделения. Знаем, что это не всегда удается, но работаем.
Продолжает действовать система заказа и доставки марок по почте.
Для филателистов мы выпускаем журналы «Филателия» и «Марка». «Филателия» — журнал более специальный, для коллекционеров, а «Марка» — познавательный, в нем рассказывается не только о марках, но и художественно-историческом контексте выпускаемых марок.
Может ли заказать марку частное лицо?
— Нет. Однако на Западе марки иногда выпускают с чистым купоном, на которую может быть нанесено изображение, заснятое цифровой камерой. Чаще всего это портреты.
Необходимо помнить, что выпуск марок — дело государственной значимости и никакое вмешательство частных лиц здесь недопустимо. Также, как при выпуске денег.
— Есть ли у марок перспектива? Или в эпоху электронной почты марки доживают последние дни?
— По одному из западных исследований, каждое обращение в Интернет сегодня вызывает за собой посылку трех-четырех бумажных писем. Так что хоронить марки пока не будем.
Конечно, можно отказаться от почтовых марок, и некоторые страны уже пытаются это сделать, заменяя их штрих-кодами. Но тем самым мы теряем живую прелесть, заложенную в художественной природе марки, теряем культурный пласт, упускаем возможность вызвать интерес к своему государству посредством марки.