Екатерина Кадиева. Чемодан вокзал куда?

19 ноября, 2014

Когда мы с женой шесть лет назад решили уехать из России, нам и в голову не могло прийти, что из нашего опыта принятия решения получится целый проект. Наверное, дело в том, что у нас было время выбрать – мы не спешили, у нас не было идеи уехать немедленно. Я продолжал развивать бизнес в своем маркетинговом агентстве, моя жена – психолог Екатерина Кадиева – по-прежнему принимала клиентов и давала консультации. За эти годы мы имели возможность посмотреть много стран, поговорили с их жителями и уже уехавшими в них эмигрантами. Мы обсудили особенности законодательства с адвокатами и риэлторами, просто погуляли по улицам городов, примеряя, как бы жили в них мы. В итоге мы поняли, что не существует страны, идеальной для всех. Выбор всегда индивидуален, и влияют на него не только рациональные доводы. И еще мы поняли, какие вопросы нужно задать себе и другим, чтобы облегчить этот выбор.

В итоге полтора года назад мы переехали в Париж. И были уверены, что наше знание «как выбрать страну, для переезда» — это такой одноразовый навык, которым воспользовался и забыл навсегда. Но неожиданно для нас самих оказалось, что люди спрашивают нас, а мы тратим довольно много времени, отвечая на вопросы типа «как вы уехали и куда лучше уехать мне?» Сначала их задавали друзья,  а начиная с весны этого года уже и не только: пошел вал незнакомых людей, которым нас кто-то рекомендовал.  Это стало отнимать действительно много времени, и нм пришлось задуматься, как нам быть: прекратить консультировать незнакомых людей, или ввести это в какие-то рамки. Мы выбрали второе. И в конце июня объявили, что теперь оказываем платные консультации.

Мы завели страницу на фейсбуке (она называется «Чемодан. Вокзал. Куда?» и сейчас у нее почти тысяча подписчиков), несколько изданий взяли у нас интервью, и в начале августа к нам образовалась очередь…

Когда мы объявили о своих консультациях, наши знакомые, даже не собирающиеся уезжать, тут же проявили к нашей работе интерес. Многие их вопросы ставили нас в тупик, но за четыре с половиной месяца мы поговорили с полусотней человек, так что теперь можем на них ответить – тем более, что нам кажется, что эти ответы будут интересны не только нашим друзьям.

Кто те люди, которые приходят к вам?

Люди бывают самые разные – бедные и богатые, молодые и пожилые, москвичи, петербуржцы и жители других регионов. Большинство из них объединяет одна особенность: как правило, это люди, многого добившиеся в жизни.

Большинство — это middle или upper middle class, то есть успешные профессионалы, сделавшие хорошую карьеру (зачастую в международных компаниях, где, как выяснилось, далеко не всегда есть возможность легкого перевода в другую страну) или владельцы малого (реже – среднего) бизнеса. Встречаются представители low middle class’a и – крайне редко – более богатые люди, располагающие значительными деньгами, хотя еще и не попадающие в зону интересов private bankers.

У большей части есть активы – но, как правило, это квартира или, в лучшем случае, две. Живые деньги есть у малого числа людей – и, как правило, это не слишком большая сумма.

Профессии у них тоже разные – встречаются финансисты, менеджеры, журналисты, переводчики, дизайнеры, высококвалифицированные врачи, строители, риэлторы,  преподаватели, просто владельцы бизнеса, у которых трудно определить профессию… Как ни странно, к нам не пришло ни одного программиста: мы думаем, люди этой специальности и без нас знают куда и как им уезжать.

Почему ваши клиенты хотят уехать?

Большинство людей избегают прямых политических высказываний. «Стало душно», «стало страшно», «я не вижу перспективы», «мне кажется, дальше будет только хуже», «все происходящее меня пугает» —  вот наиболее частые объяснения. Если все же говорить о политических взглядах, то большинство явно или косвенно выступают за «демократические» или «европейские» ценности. При этом надо отметить, что несколько раз клиенты сразу говорили, что не хотят ехать и не поедут в США: именно по политическим мотивам.

Удалось ли уже кому-то уехать?

Как мы понимаем, даже самый простой и быстрый вариант отъезда занимает минимум три месяца, и это если побежать заниматься только этим вопросом на следующий день после консультации. Надо уволиться с работы, закончить все дела, приготовить документы и организовать жилье на новом месте. Поэтому сказать, что уехавших много, мы не можем. Но мы поддерживаем связь с нашими клиентами, и знаем, что человек пять из них уже живут не в России, многие имеют хороший шанс встретить Новый Год уже на новом месте, и почти все из них уже далеко продвинулись в выбранном направлении.

Часть клиентов планирует переезд следующим летом, к сентябрю, чтобы не разбивать учебный год у детей. Но при этом они уже тоже плотно заняты оформлением всех бумаг и обустройством нового места жизни.

И еще: некоторая часть клиентов, поговорив с нами, решают, более трезво оценив свои возможности и взвесив плюсы и минусы, что они не будут уезжать, и останутся в России. Нам кажется, что это тоже хороший и важный результат нашей консультации.

Наверное, все ваши друзья уже к вам прибежали с вопросом «куда мне уехать?» ?

Нет, не все. Потому что  далеко не все наши друзья хотят куда-то уезжать. У многих в России есть то, с чем они не готовы расстаться: уникальная работа, друзья, семейные обязательства… кому-то важна языковая среда, а кто-то просто не хочет ничего менять в своей жизни. Кроме того, многим кажется, что ничего особенного сейчас в России не происходит: жили раньше – проживем и теперь.

Мы уважаем эту позицию, и у нас нет никакого желания с ней полемизировать.

А какие страны вы рекомендуете? Расскажите хотя бы топ5!

У нас в списке около трех-четырех десятков стран, легальная эмиграция в которые возможна, и мы не уверены, что можно выделить топ5. Переезд в новую страну – это как выбор партнера: кто-то хочет жить с брюнеткой, кто-то с блондинкой, а кто-то вообще хочет жить один, и универсального рецепта тут нет. Отношения с новой страной так же интимны, как брак, идеальных мест для жизни на свете нет, все очень индивидуально.

Ваши клиенты хотят эмигрировать и порвать все связи с Россией?

Обычно нет. Я не случайно стараюсь не употребляю слова «эмиграция» — большинство говорит об «отъезде». Бизнесмены планируют как-то поддерживать бизнес в России, многие надеются сохранить рабочие контакты, почти у всех остаются в стране родственники. Я и сам провожу примерно равное количество времени в Париже и Москве – и некоторые наши собеседники планируют что-то подобное. Иногда, правда, добавляют «по крайней мере, пока не опустится железный занавес»

Вам не стыдно, что вы помогаете людям бросить свою Родину в такой тяжелый исторический момент?

Нет, нам не стыдно. Людям, с которыми мы говорим, не нравится происходящее в России, но они не готовы бороться. Не все рождаются борцами и я не чувствую за собой никакого морального права кого-либо в этом упрекать. Повторю еще раз: мы не агитируем людей уехать, мы помогаем определиться тем, кто уже и так раздумывает об отъезде. Да и вообще, обсуждать вопрос о том, имеют ли люди право выбирать себе место жительства, мне кажется немного странным.

А вам самим-то нравится то, чем вы занимаетесь?

Как ни странно, на этот вопрос труднее всего ответить. С одной стороны, нам очень нравится общаться с теми, кто к нам приходят: большинство из них очень приятные люди, того типа, с которыми хотелось бы дружить. Они самостоятельные, решительные, привыкли брать на себя ответственность за себя и других. Когда это семейная пара, почти всегда видно, что это люди, которые по-настоящему любят друг друга и сумели построить здоровые семейные отношения. Очень приятно на это смотреть. И, конечно, нам нравится, что мы можем им чем-то помочь. С другой стороны, это оказалась очень тяжелая работа. Большинство людей, с которыми мы говорим, честно признают, что им было очень хорошо в России: у них интересная работа, друзья, налаженный быт. И они бы остались здесь – если бы не причины, о которых уже говорили. Более того, некоторые на каком-то этапе своей карьеры жили и работали в Европе, но потом вернулись в Россию, потому что верили, что именно здесь могут лучше реализовать себя, найти более наполненную жизнь. Очень горько слышать, когда человек говорит: «Боже, какой я был дурак, надо было остаться за рубежом тогда, десять лет назад!»

Есть люди, которых я бы назвал солью русской земли — незаметные, непубличные люди, которые способствуют развитию России: и экономическому, и гражданскому. Почти все, с кем мы говорим – именно такие. Разумеется, я не хочу сказать, что все такие люди уезжают: к счастью для России, нет. Но то, что многие из них вынуждены задаваться вопросом «куда нам лучше уехать?», очень горько.

Недавно нас с Катей позвали на посвященный эмиграции круглый стол «Дождя». Там меня спросили, какая страна будет идеальной для русского человека. Я сам удивился, что ответил не задумываясь:

— Лучшая страна для русского человека – это свободная Россия.

Я думаю, многие из наших собеседников согласятся со мной. Неслучайно некоторые говорят, что с радостью вернутся, когда ситуация в стране изменится.

Жаль только, что очень немногие верят в возможность такой перемены.

http://snob.ru/profile/16218/blog/83787

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *